С Запада на Восток - и обратно. Форма в субкультурах
Связь между
формой и модой существует не только в западных культурах. Как и другие
страны, оказавшиеся под колониальным владычеством, Китай балансировал между
традициями и так называемыми «современными веяниями», идущими из Европы.
Постепенное внедрение формы европейского стиля в руководящие круги (политические,
военные и административные) быстро повлияло на стиль гражданской одежды
китайцев. Популярные там стоячие воротнички, тесно сидящие пиджаки, золотые
пуговицы, галуны, шитье и погоны — наследие военной формы. Особенно важную
роль сыграл Сунь Ятсен, который «сменил западный костюм на китайский балахон,
потом обратно и даже создал собственный стиль — костюм Сунь Ятсена». Этот
костюм возник как одно из последствий влияния военной культуры на китайское
платье. Другой пример — чипао (длинное платье со стоячим воротничком и
застежкой справа), которое в 1930-е и 1940-е годы фактически являлось
национальной женской одеждой, пока ее не сменила женская форма национальной
армии. Финнейн отмечает:
Зеленые и синие армейские или военно-морские костюмы, которые носили юные
последователи Мао Цзэдуна в годы культурной революции, не были отклонением
от нормы или данью романтической моде, а явились логическим результатом
процесса реформирования одежды, начало которого лежало в создании новой
формы для солдат маньчжурской династии (Finnane 1999:131).
Интересна история женского платья в Китае с 1940-х годов до времен
культурной революции. Связанные с одеждой традиции были значительно сложней
и разнообразней, чем это допускали официальные правила. Будучи вовсе не «бесформенными»
и не «бесполыми», китайские женщины много экспериментировали с фасонами и
цветом своей одежды, чтобы придать ей индивидуальность. Кроме того, сама
коммунистическая партия быстро осознала важность одежды как средства
формирования необходимого типа гражданина. Женщины комбинировали
традиционные элементы одежды (например узорчатые блузы) с введенными новой
властью — чипао, подпоясанными куртками в стиле Мао и мягкими матерчатыми
кепками. Роль костюмов, введенных Мао, была многозначной. С одной стороны,
они обеспечивали единообразие граждан страны, осуществившей культурную
революцию. С другой — служили для различения членов партии от беспартийных,
указывали на положение внутри партии и позволяли определять беспартийных
разного типа.
Во времена маоизма неуклонно проводилась в жизнь идея одинаковости. Отсюда
милитаристский характер моды и соответствующее ему поведение граждан. Однако
это не привело к исчезновению других видов одежды — просто достоинства любой
одежды измерялись в сравнении с формой (Chen 2001:156).
Хотя реформа одежды играла важную роль в укреплении маоистской идеологии,
развитие альтернативных видов платья — то есть способов сопротивления
официальной доктрине — показывает и разнообразие реакций на правящий режим.
Несколько позже, когда Китай стал более открыт для внешнего мира, костюм в
стиле Мао сделался источником новых модных моделей одежды: задуманный как
национальная форма, в западном мире он стал символом гнетущей реальности
культурной революции.
В октябре 1979 года сотрудники британского Vogue посетили Китай и сделали
фотографию модели в маоистском костюме. Спустя два года на обложке
австралийского Vogue также появилась модель в маоистском костюме, фуражке с
красной звездой, в темных очках и в красном шарфе. Красная звезда и другие
элементы, заимствованные у маоистского костюма, стали распространенными
аксессуарами, хотя вызывали споры. При этом «маоистская» мода радикально
отличалась от элегантных западных версий чонсама, чипао и других нарядов,
заимствованных из Китая. Впрочем, несмотря на то что некоторые модели одежды
задумывались как своего рода политические заявления, поклонники моды
предпочитали рассматривать их чисто стилистически.
И все же взаимосвязи между визуальным языком, историческими ассоциациями и
литературными аллюзиями — плодородная почва для различных проявлений формы в
моде. Если оценивать роль одежды в упорядочении социальных отношений, то
форма выполняет функцию ключевого подтекста, определяющего личность, —
подтверждением влияния новых модных течений на самые разные слои
современного общества.
СУБКУЛЬТУРЫ И ФОРМА
Из молодежной культуры и культуры, связанной с поп-музыкой, в 1960-е годы
возникло множество субкультур. Важнейшая черта субкультур - обладание
характерным, отличным от других внешним видом; субкультуры отвергают
существующие иерархии статусов и утверждают свои собственные. Иными словами,
субкультуры создают квазиформы, которые могут нести секретные коды, понятные
только участникам движения.
С течением времени символика, присущая некоторым субкультурам, вливается в
мейнстрим (как в случае панков и модов), что-то впитывается поп-музыкой и
модой (грандж, хип-хоп, серферы, рэперы, готы). Поэтому субкультуры
вынуждены постоянно вырабатывать новые внешние формы, которые отличают их от
окружающих. Таким образом, как это ни парадоксально, субкультуры оказались в
такой же зависимости от своих квазиформ, в какой бизнесмены зависят от
формальных костюмов или кинозвезды от модных вечерних нарядов. Во многих
отношениях субкультуры выражают современное отношение к выражению
индивидуальности: оно должно быть случайным и определяться обстоятельствами.
Даже там, где несходство играет главенствующую роль (например, в
группировках, культивирующих пирсинг или татуировку), разные представители
субкультур, одетые в свой «неповторимый» наряд, оказываются похожими друг на
друга как две капли воды. И конечно же, и в пирсинге, и в татуировке
существует своя мода, диктующая, какие части тела следует украшать,
регулирующая типы и количество проколов и татуировок и т. д. При этом чем
радикальней субкультура, тем более жестко определены правила, касающиеся
одежды, поведения и убеждения. Благодаря мгновенной узнаваемости квазиформы
она служит представителям различных субкультур чем-то вроде международного
паспорта.
Показательно, что субкультуры хорошо вписались в структуру общества
потребления, дав творческий импульс созданию новых товаров.
Распространившаяся в недрах субкультур одежда (мешковатые штаны, кеды,
бейсболки, кожаные куртки и т. д.) стала модной в самых широких слоях
общества. Ее стали производить такие фирмы, как Adidas, Nike, Quiksilver,
Mambo, Dr. Martens, Airwalks. Это заставляет субкультуры создавать новые
образы и формы одежды, отличные от тех, которые впитались массовой модой. И
процесс порождения молодежных символов сопротивления и несогласия идет
непрерывно.
c. 166-170