С Запада на Восток - и обратно. Форма в субкультурах

Связь между формой и модой существует не только в западных культурах. Как и другие страны, оказавшиеся под колониальным владычеством, Китай балансировал между традициями и так называемыми «современными веяниями», идущими из Европы.

Постепенное внедрение формы европейского стиля в руководящие круги (политические, военные и административные) быстро повлияло на стиль гражданской одежды китайцев. Популярные там стоячие воротнички, тесно сидящие пиджаки, золотые пуговицы, галуны, шитье и погоны — наследие военной формы. Особенно важную роль сыграл Сунь Ятсен, который «сменил западный костюм на китайский балахон, потом обратно и даже создал собственный стиль — костюм Сунь Ятсена». Этот костюм возник как одно из последствий влияния военной культуры на китайское платье. Другой пример — чипао (длинное платье со стоячим воротничком и застежкой справа), которое в 1930-е и 1940-е годы фактически являлось национальной женской одеждой, пока ее не сменила женская форма национальной армии. Финнейн отмечает:

Зеленые и синие армейские или военно-морские костюмы, которые носили юные последователи Мао Цзэдуна в годы культурной революции, не были отклонением от нормы или данью романтической моде, а явились логическим результатом процесса реформирования одежды, начало которого лежало в создании новой формы для солдат маньчжурской династии (Finnane 1999:131).

Интересна история женского платья в Китае с 1940-х годов до времен культурной революции. Связанные с одеждой традиции были значительно сложней и разнообразней, чем это допускали официальные правила. Будучи вовсе не «бесформенными» и не «бесполыми», китайские женщины много экспериментировали с фасонами и цветом своей одежды, чтобы придать ей индивидуальность. Кроме того, сама коммунистическая партия быстро осознала важность одежды как средства формирования необходимого типа гражданина. Женщины комбинировали традиционные элементы одежды (например узорчатые блузы) с введенными новой властью — чипао, подпоясанными куртками в стиле Мао и мягкими матерчатыми кепками. Роль костюмов, введенных Мао, была многозначной. С одной стороны, они обеспечивали единообразие граждан страны, осуществившей культурную революцию. С другой — служили для различения членов партии от беспартийных, указывали на положение внутри партии и позволяли определять беспартийных разного типа.

Во времена маоизма неуклонно проводилась в жизнь идея одинаковости. Отсюда милитаристский характер моды и соответствующее ему поведение граждан. Однако это не привело к исчезновению других видов одежды — просто достоинства любой одежды измерялись в сравнении с формой (Chen 2001:156).

Хотя реформа одежды играла важную роль в укреплении маоистской идеологии, развитие альтернативных видов платья — то есть способов сопротивления официальной доктрине — показывает и разнообразие реакций на правящий режим.

Несколько позже, когда Китай стал более открыт для внешнего мира, костюм в стиле Мао сделался источником новых модных моделей одежды: задуманный как национальная форма, в западном мире он стал символом гнетущей реальности культурной революции.

В октябре 1979 года сотрудники британского Vogue посетили Китай и сделали фотографию модели в маоистском костюме. Спустя два года на обложке австралийского Vogue также появилась модель в маоистском костюме, фуражке с красной звездой, в темных очках и в красном шарфе. Красная звезда и другие элементы, заимствованные у маоистского костюма, стали распространенными аксессуарами, хотя вызывали споры. При этом «маоистская» мода радикально отличалась от элегантных западных версий чонсама, чипао и других нарядов, заимствованных из Китая. Впрочем, несмотря на то что некоторые модели одежды задумывались как своего рода политические заявления, поклонники моды предпочитали рассматривать их чисто стилистически.


И все же взаимосвязи между визуальным языком, историческими ассоциациями и литературными аллюзиями — плодородная почва для различных проявлений формы в моде. Если оценивать роль одежды в упорядочении социальных отношений, то форма выполняет функцию ключевого подтекста, определяющего личность, — подтверждением влияния новых модных течений на самые разные слои современного общества.

СУБКУЛЬТУРЫ И ФОРМА

Из молодежной культуры и культуры, связанной с поп-музыкой, в 1960-е годы возникло множество субкультур. Важнейшая черта субкультур - обладание характерным, отличным от других внешним видом; субкультуры отвергают существующие иерархии статусов и утверждают свои собственные. Иными словами, субкультуры создают квазиформы, которые могут нести секретные коды, понятные только участникам движения.

С течением времени символика, присущая некоторым субкультурам, вливается в мейнстрим (как в случае панков и модов), что-то впитывается поп-музыкой и модой (грандж, хип-хоп, серферы, рэперы, готы). Поэтому субкультуры вынуждены постоянно вырабатывать новые внешние формы, которые отличают их от окружающих. Таким образом, как это ни парадоксально, субкультуры оказались в такой же зависимости от своих квазиформ, в какой бизнесмены зависят от формальных костюмов или кинозвезды от модных вечерних нарядов. Во многих отношениях субкультуры выражают современное отношение к выражению индивидуальности: оно должно быть случайным и определяться обстоятельствами.

Даже там, где несходство играет главенствующую роль (например, в группировках, культивирующих пирсинг или татуировку), разные представители субкультур, одетые в свой «неповторимый» наряд, оказываются похожими друг на друга как две капли воды. И конечно же, и в пирсинге, и в татуировке существует своя мода, диктующая, какие части тела следует украшать, регулирующая типы и количество проколов и татуировок и т. д. При этом чем радикальней субкультура, тем более жестко определены правила, касающиеся одежды, поведения и убеждения. Благодаря мгновенной узнаваемости квазиформы она служит представителям различных субкультур чем-то вроде международного паспорта.

Показательно, что субкультуры хорошо вписались в структуру общества потребления, дав творческий импульс созданию новых товаров. Распространившаяся в недрах субкультур одежда (мешковатые штаны, кеды, бейсболки, кожаные куртки и т. д.) стала модной в самых широких слоях общества. Ее стали производить такие фирмы, как Adidas, Nike, Quiksilver, Mambo, Dr. Martens, Airwalks. Это заставляет субкультуры создавать новые образы и формы одежды, отличные от тех, которые впитались массовой модой. И процесс порождения молодежных символов сопротивления и несогласия идет непрерывно.

 

c. 166-170

следующая страница

 

Hosted by uCoz