Колониальный стиль формы и камуфляж
КОЛОНИАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ФОРМЫ
Вернемся к роли формы в британских колониях. Очень часто колонизаторы
использовали коды, в которых сочетались элементы военной или морской формы с
элементами национальной одежды. Иногда туземные правители предпочитали
одеваться в европейскую форму. Например, в 1860-е годы камбоджийский король
Нородом I был сфотографирован в форме французского фельдмаршала. Десятью
годами позже он уже носил французскую генеральскую фуражку, мундир и сампот
(традиционное камбоджийское платье с запахивающейся юбкой ниже колен). Еще
позднее администраторы выбрали этот колониальный костюм в качестве своей
униформы. Местные жители пользовались адаптированными западными кодами в
одежде, чтобы угодить колонизаторам. Вместе с тем эти же коды могли
применяться и для выражения националистических и сепаратистских требований.
Кон проследил за влиянием одежды на колонизацию Индии Британией. Он
доказывает, что споры, разгоревшиеся вокруг тюрбанов сикхов, отражали общую
дискуссию об одежде в колониальной Индии и в конечном итоге привели к
появлению формы индийского сопротивления в XX веке. Сперва британцы
предпочитали одеваться не так, как местные жители, стараясь подчеркнуть свое
отличие от них, но вскоре они поняли, что обмен одеждой может служить
инструментом борьбы за власть:
Одежда — не просто покров и украшение тела. Ее нельзя понимать только как
метафору силы и власти, как символ. Во многих случаях одежда в буквальном
смысле является властью. И эта власть может передаваться от человека к
человеку, создавая коллектив соратников правителя, разделяющий часть его
сущности (Cohn 1989:312-13).
Утверждая свою колониальную власть, британские правители изменили форму
церемониальной одежды, чтобы наградить «заслуживших» этого индусов. Но когда
индийские принцы наносили визиты королеве Виктории в Виндзоре*, от них
требовалось являться в традиционном индийском королевском платье, а не в
европейских костюмах. Этот двусторонний обмен символами происходил и в
британских войсках, которые заимствовали некоторые элементы индийской одежды
(например, камербанды** и шарфы-пагри — полотняные повязки, которые
накручивались поверх плетеных шлемов, кепок или шляп, и даже тюрбаны и
кривые шашки). В то же время индийские войска одевались либо в простую
английскую форму, либо так, как английская фантазия рисовала одежду
«экзотических людей». Неудивительно, что когда началась борьба за
независимость Индии, она проявилась и в отстаивании права носить собственную
форму. Форма хади*** состояла из белой полотняной дхоти****, сари или пажамы*****
курты****** и маленькой белой шапочки. По этой форме отличали активистов, и
в конечном итоге Ганди ввел форму Индийского национального конгресса.
Благодаря манипулированию значением одежды хади, по словам Неру, стала
«символом свободы». «Форменная лихорадка» стала важным инструментом в
преобразованиях, происходивших на «передних рубежах» моды. Некоторые
современные стили (например костюм сафари и саронг*******) являются
наследием этой эпохи.
--------------------------------
* Виндзор (Windsor) - город в Великобритании, главная летняя резиденция
английских королей.
** Камербанд (cummerband) - широкий пояс-шарф.
*** Хади (khadi) - домотканое полотно.
**** Дхоти (dhoti) - набедренная повязка индусов.
***** Пажама (pajama) — длинная сорочка.
****** Курта (kurta) - длинная свободная рубаха.
******* Саронг (sarong) - индонезийская и малайская женская и мужская
национальная одежда, подобие длинной юбки, образованной длинным куском
ткани, обернутым вокруг нижней половины тела от талии до щиколоток.
КАМУФЛЯЖ
С появлением партизанских методов ведения войны, оружия массового
уничтожения и электронных средств слежения вопросы, связанные с защитной
одеждой, встали на первое место. Во время Первой мировой войны камуфляж
применялся только для того, чтобы скрыть орудия нападения и средства
передвижения (исключением были немецкие штурмовые отряды, бойцы которых
вручную раскрашивали свои каски яркими геометрическими рисунками, чтобы быть
менее заметными). Только в 1930-е годы войска СС начали экспериментировать с
различной камуфляжной окраской, используя рисунки в виде веток деревьев и
дубовых листьев. Когда выяснилось, что уменьшение потерь объясняется
использованием камуфляжа, стали разрабатываться другие виды защитной окраски
— тигриная шкура, дубовые листья в виде колец, пальмовые ветви, лягушачья
кожа.
Выбор рисунка и цвета зависел от места боевых действий. В ходе войны во
Вьетнаме каждая армия разработала собственную защитную форму (тигровые
полосы, охотничья окраска, ветви деревьев). После образования НАТО и
окончания холодной войны был изготовлен специальный городской камуфляж и
камуфляж для ведения боевых действий в пустыне. Эти виды камуфляжа были
усовершенствованы после войны в Заливе (1990 год) и конфликта в Косове (2003
год). К концу 1990-х годов в мире существовало более 350 видов защитной
формы, и разные армии пользовались различными видами камуфляжа. Современные
разработки в области военной формы в большей степени связаны с созданием
термозащитных тканей и тканей, автоматически реагирующих на изменение
условий окружающей среды.
Еще к началу Второй мировой войны требования практичности стали играть
большую роль в формировании кодов военной одежды, нежели мода — разрыв между
утилитарной и декоративной военной формой, воссоздающей военные традиции
прошлого, все более увеличивается.
Камуфляж советских снайперов. 1943 г.
Армия США в 2004 году ввела боевую форму одежды, использующей камуфляж,
разработанный с помощью самых современных технологий* (светло-зеленого,
желто-коричневого и серого цветов) и предназначенный для всех родов войск.
Многие элементы традиционной формы отошли на задний план. Новая форма готова
к использованию сразу после стирки, сшита из нервущейся ткани, сделанной из
смеси хлопка и полиэстра. Мундиры застегиваются на молнию и снабжены
короткими легко поднимающимися и опускающимися воротничками и косыми
карманами на липучках. Под мундиром носится водозащитная желтая футболка.
Брюки сшиты в стиле карго** с косыми карманами на икрах, талией со шнуровкой
и эластичными манжетами. Замшевые башмаки (с подкладкой из гортекса*** для
холодного климата) заменили привычные черные блестящие ботинки. Вместо
широкополой панамы носится берет или полотняная фуражка. Изменения
рассчитаны на «более крупных и мускулистых» солдат и позволяют с большим
удобством нести тяжелое вооружение. Возможно, новая форма даст начало свежим
тенденциям моды, но некоторые комментаторы уже заметили, что «она напоминает
пижамную пару».
------------------------
* Для обозначения этой формы в английском языке появилось специальное слово
digicammy - от digital (цифровой) + саmmу (камуфляжная военная форма).
** Основной чертой стиля карго является многослойность и экономичность. Для
этого стиля характерно обилие карманов.
* Гортекс - отличающийся высокой водонепроницаемостью "дышащий» материал.
с. 39-43