Лайкровая революция в спортивной одежде
Новые технологии позволяли тканям более эффективно взаимодействовать с телом. Ткань «становилась второй кожей», то есть полностью соответствовала своему назначению — способствовать повышению спортивных результатов (примером служат лыжные костюмы победителей зимней Олимпиады 1988 года). Ярким выражением этой революции в производстве тканей стала лайкра, «чудо-материал» современности. Она была разработана в 1958 году, в 1960-е появились лайкровые трико и купальные костюмы, новым материалом заинтересовались и производители одежды для лыжного спорта. Позднее, благодаря удивительной эластичности, лайкра стала активно использоваться в качестве основы для корсетов и бюстгальтеров. В середине 1970-х годов она распространилась повсеместно, что совпало по времени с ростом пропаганды здорового образа жизни. Лайкра стала использоваться при создании одежды для занятий физкультурой, женского белья и модной одежды. После таких ориентированных на молодежного зрителя фильмов, как «Бриолин»* и «Слава»**, производство спортивной одежды в качестве одежды для отдыха приняло невиданные масштабы. К 1980-м годам лайкровые гетры, трико, майки и колготки были повсюду — от подиумов и гимнастических залов до торговых центров, офисов и садовых участков. Вскоре профессиональная спортивная одежда появилась в самых разнообразных областях: одежда для гимнастики, танцев, аэробики, плавания и даже вечернее платье включали в себя облегающие детали, сделанные из синтетики.
John Travolta and Olivia Newton-John pose on car hood with cast in Grease, 1978
-------------------------
* «Бриолин» (Grease) - реж. Рэндал Кляйзер, 1978 г. Американский фильм, в
котором воссоздается жизнь американской молодежи в 1950-х гг.
** «Слава» (Fame) - реж. Алан Паркер, 1980 г. Американский фильм о судьбах
студентов нью-йоркской Высшей школы исполнительского мастерства.
С 1980-х годов возникает мода носить нижнее белье в качестве верхней одежды,
мода, которая сохраняется и поныне, способствуя сближению спортивной одежды
с повседневной. Лайкра стала ключевым атрибутом современной массовой
культуры из-за своей гибкости, удобства и сексуальных коннотаций. Она с
неизбежностью проникла в поп-музыку, в костюмы эстрадных звезд (в качестве
примеров можно привести Мадонну, Кайли Миноуг, Шер). Если звезда надевала
наряд, созданный каким-то дизайнером, рост продаж этой марки был
гарантирован. Успех таких брэндов, как Tommy Hilfiger, Stussi и Massimo в
значительной степени объясняется карьерой звезд.
Madonna poses for a portrait during a photo shoot for Interview Magazine, 1982
Сближение спортивной и повседневной одежды усилилось и благодаря
популярности стиля американских баскетболистов и рэперов. Уличная одежда
приобрела черный цвет, стала мешковатой и свободной, повсеместно
распространились бейсболки и «спортивные» туфли или кроссовки. Увлечение
городской культурой «черных» привело к глобализации молодежной моды, основой
которой была уличная и спортивная одежда их кумиров. С другой стороны,
некоторые спортивные звезды стали рекламным лицом брэндов — как Майкл
Джордан для Nike.
Фирменный стиль Nike — лайкровый и шерстяной силуэт — вошел в
повседневную одежду и создал образ, выходящий за пределы спортивных
ассоциаций, образ активного, устремленного, заботящегося о своем здоровье
человека. Облегающая одежда марки Nike, черная или разноцветная, создавала
формы и образы, отражавшие атмосферу ночных клубов (Quinn 2002:187).
Kylie Minogue stands on stage during the John Lennon Tribute concert
Прошло немного времени, и Nike стала излюбленной одеждой рэйверов и
завсегдатаев ночных клубов. Когда другие фирмы вступили в борьбу за рынок
спортивной молодежной одежды, Nike вложила средства в создание «быстрого
костюма» (Swift Suite), придававшего телу «аэродинамические» силы. Вскоре
другие компании последовали этому примеру. Одежда, создававшаяся для «людей
спорта и музыки», стала модной повсюду.
Гибридная одежда, помещающаяся между спортивной и модной, стала той
точкой, где встречаются одежда для активного образа жизни,
prêt-à-porter
(фр. — готовое платье) и утонченный мир высокой
моды. Теперь бегуны могут надевать цельные костюмы из синтетики с высокими
аэродинамическими свойствами; эластичный каплевидный тюль используется для
производства спортивных маек, а блестящие колготки — для бега. Практичные и
декоративные, они в равной степени годятся и для выхода в свет, и для
активного отдыха (O'Mahony and Brad-dock 2002:140-1).
Появление цельного костюма для скоростного плавания подняло планку рекордов
еще выше, что продемонстрировали Олимпийские игры 2000 года. Так,
конструкция и материал нового костюма для плавания подражали необычным
свойствам акульей кожи. Костюм облегал тело, уменьшал сопротивление воды,
сжимал мускулатуру таким образом, чтобы обеспечить максимальную
эффективность, и вскоре преобразовал само спортивное плавание.
Новая версия костюма (модель FSII), созданная к Олимпийским играм 2004 года
в Афинах, копирует кожу акулы, в ее разработке использовались те же методы
вычислительной гидродинамики, что и для автомобилей Формулы-1 и яхт,
участвующих в Кубке Америки. В рекламе фирмы Speedo, производящей эти
костюмы, ведущие пловцы (включая таких, как Майкл Клим, Грант Хакетт, Дженни
Томпсон, Ленни Крайзельбург и Инге де Брюин) описывались как «люди-рыбы» и
«девушки-акулы».
И вновь технология цельных облегающих костюмов перешла в другие виды спорта
(например, легкую атлетику, нетбол*) и в обыденную одежду (нижнее белье,
одежда для занятий гимнастикой). Так называемая гимнастическая одежда
соединяет в себе последние достижения в технологии спортивной одежды с
высокой модой, отмеченной известными брэндами. Гетры и теплые носки — один
из примеров спортивной формы, пришедшей как в высокую моду, так и в
повседневный быт. Ставшая популярной благодаря пляжному волейболу, эта
одежда содержит синтетическое волокно; микроволоконная технология изменила
многие элементы спортивной одежды — от цельных костюмов до футбольной обуви.
----------------------
* Нетбол (netball) — род женского баскетбола.
Последняя глава в истории спортивной одежды - появление тканей нового
поколения, несущих в себе функции температурного контроля, встроенную
вентиляцию, механизмы поддержания влажности, содержания витаминов, выделения
стероидов. В преддверии Олимпийских игр в Афинах в 2004 году олимпийская
сборная Австралии заключила эксклюзивный договор с фирмой Nike на
производство формы. Составной частью формы стал «охлаждающий жилет», в
который можно было вложить восемнадцать пакетов со льдом. Жилет позволял
спортсменам активно работать на 19% дольше. Хотя специалисты из Nike
утверждали, что их жилет является последним словом техники, Австралийский
институт спорта поддерживал свою собственную разработку — «новый
высокотехнологичный охлаждающий жилет, использующий для охлаждения тела
спортсмена не лед, а полимеры с переменной фазой». Утверждалось, что «новый
жилет значительно превосходит старый, использующий лед». Хотя на Олимпийских
играх 2004 года был использован жилет на основе льда, легко было с
уверенностью предсказать, что высокотехнологичные жилеты появятся на мировой
арене очень скоро. В других компонентах олимпийской формы тоже
использовались теплорегулирующие приспособления: «вентиляционные прокладки и
дышащие ткани», что показывает, как быстро внедряются новые достижения и
совершенствуются старые подходы к спортивной одежде.
Сейчас разрабатываются модели спортивной формы с встроенными системами
связи. И хотя в настоящий момент встроенные в одежду провода вызывают
проблемы при стирке, в конечном итоге эта проблема будет решена. Уже сейчас
Phillips производит цельные костюмы с сенсорной системой, встроенным
освещением и пейджером. Возможности применений научных достижений к
спортивной и обычной одежде поистине поражают воображение.
Революционные изменения коснулись даже традиционного тренировочного костюма.
Одним из первых применений новых синтетических волокон в спортивной одежде
было ворсистое джерси, которое согревало спортсмена. Это произошло в 1960-е
годы. В конце 1970-х тренировочные костюмы сначала частично, а потом целиком
состояли из синтетики. Они стали легче, теплее, красивее и, кроме того,
сделались водонепроницаемыми. В 1980-е годы тренировочный костюм стал
популярной одеждой для отдыха (он даже считался национальной австралийской
одеждой), а в 1990-е его уже использовали для прогулок пожилые люди (его
предпочитали носить в домах престарелых). Можно было бы подумать, что это
смертный приговор традиционному тренировочному костюму (бесформенному,
выцветшему, мешковатому), однако он выжил и стал модной одеждой для
музыкантов стиля хип-хоп, рэперов, поп-звезд, спортивных и кинознаменитостей.
Тренировочный костюм нового тысячелетия — это ультрамодная одежда. Так, на
церемонии открытия Игр Содружества в Манчестере в 2002 году Дэвид Бэкхем был
одет в специально созданный к этому событию ослепительно белый тренировочный
костюм с циркониевыми кубиками.
ОТ СТИЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ОДЕЖДЫ К СПОРТИВНОМУ СТИЛЮ
С течением времени одежда стала свободнее, менее формальной, более
приспособленной для досуга и отдыха: «универсальная одежда пересекла ролевые
границы». В наибольшей степени эти тенденции сказались на спортивной одежде.
Проектирование спортивной одежды стало основным занятием многих дизайнеров.
Созданные ими модели брюк военного покроя, кофт с капюшонами, жилетов с
начесом и курток на молниях играют значительную роль в недавних коллекциях.
Многие виды одежды копируют зимнее или альпинистское обмундирование и
называются «гималайской» или «патагонской».
Дорогая и модная спортивная обувь выпускается и хранится на складах
небольшими партиями, чтобы сделать покупки эксклюзивными: «Мы закупаем
ограниченное число экземпляров каждой модели (несколько сотен), с тем чтобы
их можно было продать за пару недель. Это поддерживает ажиотаж». Некоторые
покупатели приобретают специальные модели обуви в качестве вложения денег,
не намереваясь их носить. Действительно, коллекционирование спортивных
туфель и кроссовок стало распространенным хобби, некоторые коллекции
достигают 500 экземпляров.
В США объем производства спортивной обуви оценивается более чем в 16
миллиардов долларов ежегодно. При этом только пятая часть используется для
спорта, а остальное — «для жизни». Неудивительно, что модельеры включились в
борьбу за создание «престижных кроссовок» для модников: на рынке спортивной
одежды идет война между шиком и функциональностью, и шик побеждает.
Впрочем, некоторые виды спорта сопротивляются новым подходам к спортивной
одежде — примерами служат теннис, бейсбол и футбол. Другие виды спорта легко
воспринимают нововведения — например, в велоспорте, лыжном спорте, плавании
в качестве стандартной одежды были приняты цельные костюмы. Характерен
следующий пример: сборная Камеруна по футболу в 2004 году в соревнованиях на
Кубок Африки в Тунисе решила перейти на микроволоконные цельные костюмы. Тем
самым спортсмены нарушили важные футбольные соглашения — по правилам FIFA
футбольная форма должна состоять из двух частей, попытка камерунцев
доказать, что они просто соединили вместе «две части», оказалась тщетной.
Несмотря на это, можно предполагать, что со временем и в футболе укоренится
цельный костюм, соответствующий климатическим условиям и сделанный из
эргономичной ткани.
По мнению некоторых исследователей, мы являемся свидетелями нового диалога
между спортивными специалистами и дизайнерами, диалога который
разрушил традиционную схему моды и сделал границы между модой и спортом
менее очевидными. Мода научилась у спорта приемам защиты и экипировки тела,
а спорт — тому, как украшать тело и подгонять одежду к его формам. Чувство
полезности, функциональности, эффективности и универсальности, характерное
для спорта, движет моду вперед (Quinn 2002:199).
Как ни странно, в некотором смысле это возрождение фундаментальных
принципов, которыми руководствовались примитивные общества, например, инуиты
(«настоящие люди» — канадские эскимосы), делавшие для защиты от влаги сапоги
из тюленьей кожи, или скандинавы, вязавшие для рыбаков рукавицы с двумя
пальцами из человеческих волос. Возможно, колесо моды сделало полный оборот,
а увлеченность спортом заставила нас пересмотреть представления об одежде и
функционировании тела вообще.
с. 147-154