Одежда стюардесс
Специализированная одежда появилась на коммерческих авиалиниях в начале Первой мировой войны, и неудивительно, что она внешне напоминала военную форму. Мужская форма, по сути, не отличалась от морской капитанской — темный (часто темно-синий) двубортный костюм с позолоченными пуговицами и галунами, капитанская фуражка с козырьком и золотым шитьем, белая рубашка и простой темный галстук. Многие термины пришли из флота: воздушное судно, старший офицер, стюард, бортпроводник, экипаж; пилот назывался капитаном. О флоте напоминали и шевроны на погонах, и морская символика, и даже само приветствие: «Добро пожаловать на борт». И это неудивительно, если вспомнить, что многие первые воздушные суда были гидросамолетами, их команды формировались из бывших стюардов океанских лайнеров, а программа обучения стюардов заимствовалась из торгового флота. Когда авиакомпания Qantas в 1938 году начала выполнять первые коммерческие полеты, ее служащие были одеты в однобортную габардиновую форму цвета хаки с ремнем и бронзовыми пуговицами, которые «выглядели очень по-военному» и требовали интенсивного ухода. В 1947 году эта форма была заменена синими офицерскими двубортными костюмами.
A flight attendant sets up a passengers meal on United Airlines, 1952
В противоположность солидной форме пилотов, одежда стюардов должна была
отражать «услужливость» и «легкомысленность». Как отмечает Фассел,
«первоначально было много сомнений в том, что должны надевать стюардессы и
как их следует назвать. Поначалу их одевали как служанок, медсестер и даже
хористок».
Американские бортпроводницы «на земле носили зеленые костюмы, а в воздухе —
белые халаты и шапочки или кепи». Главным для стюардессы было умение
ухаживать за больными и готовить пищу, требования «миловидности и
аккуратности» появятся позднее. В обучение входили уроки «косметики»,
парикмахерского искусства и этикета. Впрочем, уже тогда не все стюардессы
выглядели как медицинские сестры. Например, стюардессы авиакомпаний Boeing,
Swissair и Lufthansa одними из первых в Европе начали одеваться в строгие
костюмы, трапециевидные юбки, головные уборы в армейском стиле и практичные
туфли. Стюардессы австралийской авиакомпании Holyman Airways (которым, между
прочим, разрешалось самим создавать свою форму) носили темные жакеты и юбки,
украшенные бронзовыми пуговицами и позолоченными значками; под форму они
надевали белую рубашку и черный галстук, обувались в туфли со шнуровкой, а
на голове носили фуражку с бронзовой звездой, похожую на фуражки
военно-воздушных сил США, которые, в свою очередь, копировали головной убор
пехоты.
В 1948 году компания Qantas стала брать на работу женщин и экипировала их
следующим образом:
Наша форма состояла из белых хлопковых платьев для тропиков, зимней синей
формы (юбка и жакет с белой блузкой и синим галстуком), синих туфель на
средних каблуках и со шнуровкой, фильдеперсовых чулок со швом (военных
времен), синей сумки, синей шинели, синей фуражки (которую следовало носить
над правой бровью), двух пар летних туфель в тон одежде и многочисленных
фирменных золотых пуговиц компании Qantas. Были у нас также синие лайковые
перчатки (Mcintosh 2001:129).
Хотя теоретически считалось, что эта одежда изящна и модна, реальность была
несколько иной. Одна из стюардесс вспоминает:
Мы думали, что наша форма превосходна и уникальна, и не предполагали, что
увидим то же самое во всех аэропортах мира. Наши белые льняные платья,
предназначенные для тропиков, мялись во время работы и как магнит
притягивали грязь. В зонах с умеренным климатом мы надевали практичный синий
костюм с белой рубашкой и синим галстуком. Пиджаки были украшены бронзовыми
пуговицами с символикой фирмы. Мы должны были полировать эти пуговицы до
блеска. Одежда напоминала форму морских офицеров, и в ней не было ничего
женственного. Однако вскоре мы научились лихо заламывать наши фуражки, хотя
это не было предусмотрено правилами, и стали носить прозрачные, а не плотные
форменные чулки. Мы стали обуваться в соблазнительные модные туфли на
высоких каблуках, а не в практичные туфли со шнурками. Мы поняли, что важно
не то, что ты носишь, а как ты носишь (Mcintosh 2003:33-4).
Военный стиль продолжал оказывать влияние, но форму стюардесс стали шить из
тканей светлых оттенков — белых или кремовых. В 1949 году на рекламном
плакате компании Australian National Airways (A.N.A.) была изображена
блондинка в пилотке, белой рубашке и строгом жакете. Рекламу сопровождал
текст: «ДАМЫ РАБОТАЮТ: Ваша стюардесса из A.N.A. — опытный работник,
очаровательная, умелая и высококвалифицированная молодая женщина, которая
поможет вам получить удовольствие от полета». Сопровождающие фотографии
изображали ее как «детского психолога», «разносчицу вкусной еды», «друга
пожилых пассажиров», «эксперта по путешествиям» и «хранительницу вашего
личного покоя».
К 1950-м годам в форме стюардессы перемешались самые разные традиции, блузка
и юбка медсестер соединялись с военной символикой бронзовых пуговиц,
погонов и золотой эмблемы на строгом пиджаке. Такой тип одежды представлял
собой попытку представить работу стюардессы и как заботливой няни, и как
опытного и дисциплинированного профессионала. Стюардессы становились
«общественным лицом авиакомпаний, воплощением корпорации», и их внешнему
виду предавалось все большее значение. Тем не менее и в 1950-е и 1960-е годы
этот новый глянцевый облик сосуществовал с представлением о стюардессе как о
пустоголовой «секс-бомбе», транслировавшемся в многочисленных фильмах и
книгах, в журналах и даже рекламе. В 1967 году можно было встретить такой
рекламный лозунг: «Авиакомпания Braniff International предлагает пассажирам
красоток, которые несколько раз переодеваются и заканчивают полет в
облегающих шортах». А в 1971-м такой: «Я — Шерил. Лети на мне».
--------------------------
* Braniff International Airways — американская авиакомпания, существовавшая
с 1928 по 1982 г. Ее рекламным слоганом были слова End of the plain plane
(конец простым самолетам). Принадлежавшие ей самолеты окрашивались в яркие
цвета, а пассажирам предлагались различные «развлечения» типа, описываемого
в тексте.
К стюардессам предъявлялись особо жесткие требования, касавшиеся одежды,
прически и манер; появились почти сюрреалистические правила, определявшие их
«внешний вид» в целом. Когда в 1953 году компания Qantas модернизировала
униформу своих стюардесс, введя пиджаки без отворотов и (к большой радости
девушек) отменив галстуки, она ввела и некоторые обязательные требования к
прическам: либо короткие волосы, либо парик! Как вспоминает одна из
стюардесс, «хотя новая форма понравилась некоторым членам экипажа, по
международным стандартам она устарела, а кто-то из элегантных ньюйоркцев
даже заметил: «Должно быть, они служат в русском флоте» «Спустя шесть лет
Qantas отказалась от синей формы в пользу цвета «зеленых джунглей»: был
избран классический стиль — строгое платье, изящная юбка, съемные золотые
пуговицы с гербом, шалевый воротник, подчеркивавший простоту жакета без
воротника.
Jean-Louis Petriat and Lotfi Belhassine, heads of Air Liberte airlines, with stewardesses
1960-е годы — золотой век профессии стюардессы: в эту эпоху она стала
синонимом свободы, успеха и космополитического образа жизни. Форма отражала
новые веяния в стиле; военная тема слилась с современными модными
тенденциями. Для этого стиля были характерны навеянные творчеством Кардена
жакеты без воротника с круглым или V-образным вырезом, платья-пальто, сапоги
до колен, шляпки-коробочки и мини-юбки. В 1965 году Эмилио Пуччи разработал
для компании Braniff International акриловую форму цвета розовой фуксии,
мгновенно ставшей очень модной. В 1964 году Qantas перешла на платье цвета
морской волны и жакеты без воротничков, а в 1969-м - на мини-платье
колоколом цвета жженого коралла, короткий жакет и «шляпку-пудреницу» в стиле
Джеки Кеннеди. Поворот к более строгому облику произошел в 1971 году вместе
с переходом на синее платье: синий жакет с золотыми пуговицами, пальто цвета
«красное танго» и синяя шляпка с красными полосами, за которую форму
прозвали «красный паук». В гардероб также входили белые перчатки, черная
сумочка и сапоги.
Стиль этот прожил недолго, и в 1974-м Эмилио Пуччи стал первым международным
дизайнером, сделавшим новую форму для Qantas:
Пришедший в 1970-е годы стиль flower power (англ. — власть цветов, стиль
и лозунг, возникший в движении хиппи) реализовался в ранее не виданной форме
— в цветах и сделанной из полиэстра. Во-первых, никаких шляп, вместо них —
удобная косынка (существенная для Бахрейна!). Платья с длинными или
короткими рукавами. Экипировка состояла из многих частей: зеленая юбка и
жакет (последний можно было носить и поверх платья), коралловая юбка и
жакет, а также пальто из чистой австралийской шерсти (зеленое или
коралловое). Туфли, сумочка и колготки были синего цвета. Эту форму
продолжали носить и в 80-е годы. (Mcintosh 2003:133—4).
Соответствующим образом изменилось и восприятие стюардесс: за ними
закрепился образ молодых игривых красоток, «куколок», «девушек из племени
Пуччи». Многие дизайнеры занялись формой для стюардесс: Май-ла Шоен для
Alitalia, Пьер Балмейн для Singapore Airlines и Ханае Мори для Japan
Airlines, Армани для Alitalia, Пьер Карден для Pakistan International
Airways. Созданный Пьером Балмейном «саронг кебая» (женская кофта с длинными
рукавами в Индонезии), выражавший западное восприятие азиатской
женственности, имел особый успех. Недаром восковая фигура сингапурской
девушки в этом костюме была в 1993 году помещена в галерею мадам Тюссо в
Лондоне.
Стюардессы Southwest Airlines обязаны дизайнерам появлением шорт в обтяжку
(1973), стюардессы National Airlines — тигровых жакетов (1971), стюардессы
Air India — салвар-камиз* (1971) (салвар — индийские брюки, камиз (или
камеез) — индийская рубашка). Общая тенденция состояла в том, что форма
приобретала более простой вид, лишалась военных элементов, становилась более
легкомысленной. Именно в этот период была создана форма, состоящая из
деталей, которые можно комбинировать в различных сочетаниях, а включение в
костюм стюардесс национальных мотивов придавало авиалиниям отчетливую
узнаваемость.
К 1980-м годам форма опять становится более аскетичной, появляются
подложенные плечи, призванные усилить чувство власти. Появляются
стюарды-мужчины, что кардинальным образом изменяет систему представлений о
полетном обслуживании пассажиров. Уходит в прошлое представление о
стюардессах как о красотках, которые должны радовать глаз, тщательно следить
за своим весом, прической, косметикой и которых моментально увольняли, если
они выходили замуж или беременели. Теперь стюардессой могла стать женщина с
любой фигурой, любого роста, возраста и национальности. Смягчились и правила
ношения формы. На некоторых авиалиниях было даже разрешено носить брюки. Все
это отразилось в моделях формы, созданных для Qanto Ивом Сен Лораном в 1985
году и Джорджем Гроссом и Гарри Ху в 1993-м. В обоих проектах дизайнеры
вернулись к синим пиджакам и юбкам (или серым брюкам) и к блузкам, сшитым из
ткани с рисунком «летающий кенгуру» (так называли авиакомпанию Qantas из-за
фигурки кенгуру, изображенной на хвостах принадлежавших ей самолетов).
Между тем некоторые авиакомпании не отказались и от военных коннотаций
униформы. Eastern Airlines сохранили «слишком военный вид» стюардесс,
мотивируя это тем, что нападения в полете заметно сократились после введения
формы.
Когда после событий 11 сентября 2001 года воздушные суда стала сопровождать
специальная охрана, авиакомпании столкнулись с новой дилеммой: должны ли
охранники выглядеть как военный персонал или их форма должна напоминать
форму шерифов? Если же одевать их в гражданское, то существует риск, что их
спутают с террористами, когда им придется выполнять в полете свою работу.
Современные виды формы соединяют в себе традиции и требования сегодняшнего
дня. Вот, например, описание новой формы компании Qantas: «корпоративная,
консервативная, эластичная. И почти целиком угольно-черная. Она заменила
форму свободного покроя, с широкими плечами, со множеством золотых пуговиц.
Новая форма узка, скромна, с однобортными пиджаками». Отметим переход к
более традиционному способу подчеркивания авторитета, использованию черной
эластичной ткани. Такой возврат к традиционности был смягчен добавлением к
костюму галстука (у мужчин) и платка (у женщин), сделанных из материи со
специально заказанными рисунками. Рисунки были выполнены в стиле баларинджи*
и представляли собой абстрактные изображения бумерангов и были исполнены в
специальной «точечной» технике, называемой wirriyarra, — коричневого или
синего цветов для наземного персонала и цвета охры для летного персонала. По
мнению компании, в этом дизайне бумеранг — традиционная эмблема Австралии —
должен стать «динамичным символом, дающим всем австралийцам общее чувство
единства».
-------------------------
* Стиль баларинджи (balarinji) — декоративный стиль, разработанный в
Австралии около 20 лет назад и получивший широкое распространение в
прикладном дизайне. Использует мотивы искусства австралийских аборигенов.
Ушли в прошлое те времена, когда можно было произвольным образом сочетать
различные составляющие формы. При этом и сегодняшняя форма не слишком
удобна, когда, например, приходится работать в жарких и влажных условиях
тропиков. Эксперименты продолжаются: главный соперник Qantas на внутренних
линиях, компания Virgin Blue, ввела новую форму, состоящую из модных брюк с
заниженной талией, белой рубашки с рукавами в три четверти и красного
свитера. Авиакомпании азиатских и мусульманских стран предпочли
консервативную форму с налетом моды. Например, форма стюардов компании
Бахрейна и Омана Gulf Air состоит из синего классического костюма и фуражки
в военном стиле, обшитой золотом. Женский вариант предусматривает скромную
бледно-голубую косынку, которая носится под фуражкой и закрывает горло, или
синий с золотом шейный платок и непокрытую голову. Компания Singapore
Airlines выбрала модную версию традиционного жакета без воротничка, сшитого
из батика, и юбку-карандаш.
В острой конкурентной борьбе авиакомпании сражались за дизайнеров, стараясь
получить такие модели, которые были бы красивы, привлекали внимание и не
были бы чересчур экстравагантными (например, такими, как обтягивающие шорты,
которые носили стюардессы американской компании Southwest Airlines). И все
же если форма классического покроя может существовать десятилетия, то
новомодная не проживет и несколько лет.
Вот размышления, обнародованные безымянным посетителем сайта Pilots' Rumor
Network
«Я полагаю, что исторически форма пришла из флота/ армии, но сейчас все
это кажется далеким и не имеющим значения. Почему не носить просто удобную
одежду? Известно ли кому-нибудь хоть одно исследование, которое доказывает,
что пассажиров успокаивают форма, золотые нашивки, фуражки и т. п.? Говорит
ли форма о том, как пилоты воспринимают себя сами?»
Впрочем, больше всего в форме ценится возможность идентифицировать
принадлежность к той или иной авиакомпании. На рекламном плакате компании
Ansett Airlines, популярной в 1970-е годы, была изображена голая стюардесса,
завернутая в занавеску. Надпись гласила: «Если стюардесса — без формы,
узнаете ли вы, какой компанией вы летите?»
с. 103-112