Военная форма женщин
Как и в полиции, у женщин, служащих в армии, часто была плохо сидящая и некрасивая форма. В Англии женщинам, служившим в вооруженных силах на вспомогательных должностях, предоставлялась самая различная одежда — от темной строгой «феминизированной» мужской формы (длинные юбки по щиколотку, темно-синие служебные мундиры) до комбинезонов цвета хаки, которые носили рабочие на военных заводах. После войны на многие должности, связанные с обороной, вернулись мужчины, а женщин поощряли возвращаться к привычным занятиям. Женщины, одетые в форму, сталкивались со специфическими проблемами. Их должны были принять коллеги-мужчины, другие женщины и общество в целом. Женщины быстро осознали, что достичь этого они могут, надев подходящую им форму. Поэтому чем больше женщин занимало места, ранее принадлежавшие мужчинам, тем больше возрастало число видов специализированной женской формы. Женщины надевали форму, будучи занятыми и в других сферах общественной жизни, — работая юристами, преподавая в школах и университетах, участвуя в Женской лиге здоровья и красоты (Women's League of Health and Beauty — женская организация, основанная в Лондоне в 1930 г.). Форма постепенно становилась более стильной и даже следовала за модой.
Lady Warrender in officer uniform ca. 1941
Определенную роль в создании образа женщины на войне оказали голливудские
мюзиклы. С помощью кинематографа, например, фильмов Басби Беркли, идеи
женственности соединялись с новыми идеями о национальной идентичности.
Прежде чем начать работать в Голливуде, Беркли служил инструктором по
строевой подготовке в американской армии. Этот опыт, несомненно, повлиял на
его стиль и определил хореографию его мюзиклов.
Количество мюзиклов, в которых военная тема играла заметную роль,
увеличивалось, фигурировали сюжеты, связанные с недавними и современными
войнами и политическими конфликтами. Образ женщины в форме одновременно
выполнял две функции: юмористическую (традиция бурлеска и карнавала) и
эротическую. Такое сочетание «делало этот потенциально провокативный образ
безопасным»:
Форма дополняется новыми коннотациями, связанными с изменением гендерных
ролей. В 1920-е годы женская одежда, созданная под влиянием военной формы,
была уже не смешна, а сексуальна (Wills 2000:319).
Six enthusiastic members of the WAAC, the Women's Army Auxiliary Corps, 1943
В Германии кампания, начавшаяся после Первой мировой войны, пыталась
вынудить женщин одеваться скромно, единообразно, без лишних украшений и
проявлений индивидуальности. Особый упор делался на то, чтобы немецкие
женщины отказались от иностранных влияний и в особенности от парижской моды.
В ходе борьбы за все арийское только одежда, сделанная в Германии, считалась
достойной благородной немецкой женщины. Приветствовалась одежда,
подчеркивающая единообразие, а не индивидуальные черты, от ювелирных
украшений следовало воздерживаться. Косметика тоже не была в фаворе.
Соответственно форма «Лиги немецких девушек (Bund deutscher Madel, или BDM)
являлась модификацией мужской формы:
Она состояла из белой блузки с короткими рукавами, завязанной на шее
черным галстуком, синей юбки, длина которой была строго регламентирована,
коротких белых носков и коричневых кожаных туфель. Никаких украшений, ни
намека на индивидуальность. Не позволялось ничего, что могло бы отвлечь от
символического значения формы — Einheitlichkeit и Gleichheit, единообразие и
подчинение. Девушки из «Лиги...» должны были носить одежду, отражающую
простоту, чистоту, естественность (Guenther 1997:37).
Если женщины, носившие форму, последовали данному приказу, то женщины в
гражданском его проигнорировали. Модная одежда оставалась желанной. Немецкие
офицеры покупали модную парижскую одежду своим женам и любовницам;
популярным подарком были шелковые чулки. Несмотря на попытки немецких
властей закрыть парижскую индустрию моды, она пережила Вторую мировую войну.
Хотя женщины, занятые на военном производстве, носили на работе брюки и
рабочие комбинезоны, они «меняли бекон на предметы одежды, яйца на ювелирные
украшения, а масло на шелковые чулки». В конце концов было признано, что
кампания по реформированию женской одежды провалилась. Хотя она разрушила
немецкую текстильную и швейную промышленность, некоторые немецкие дизайнеры
оставались при деле в течение всей войны, в значительной степени находясь в
зависимости от привычек жен и любовниц представителей нацистской элиты.
В Англии тоже шла битва за то, чтобы прийти в согласие с женщинами,
носившими форму во время Второй мировой войны, за возможность одеваться
модно в период действия карточной системы. Была введена «практичная» одежда,
специально скроенная из материи, одобренной с точки зрения минимизации
потерь сырья. Кампания поощряла и шитье одежды на дому — на нее не
распространялись ограничения. В обществе постоянно обсуждалось, часто в
комическом ключе, какими должны быть представления о женственности, чтобы
совместить их с новым внешним видом женщин и их растущей ролью в тылу. Лант
утверждает, что важным средством в утверждении этих новых представлений
также стали кинофильмы. В фильмах всегда присутствовала эротическая и
сексуальная составляющая, нередко - элементы переодевания:
Существовали опасения, что законодательное регулирование женской одежды с
целью внесения единообразия может скрыть, изменить или даже полностью
перестроить их настоящие личности. Мужская сила, ассоциирующаяся с военной
формой, могла распространиться на носящих эту форму женщин. Вопрос стоял
следующим образом: «Каким окажется воздействие формы на "настоящую" женскую
сущность? Не спровоцирует ли это лесбийские отношения между женщинами?» (Lant
1991:107).
Young woman in dress naval uniform. Northern Ireland
Борьба вокруг нового женского образа отразилась на содержании модных
журналов, например — журнала Voguе. Хотя, на первый взгляд, журналы просто
отражали реалии военной жизни, эстетика обложек и моды сознательно или
бессознательно определялась обстоятельствами войны, распространением формы
на фронте и в тылу, ее влиянием на гражданскую моду.
Журналы, подобные Vogue, сумели приспособиться к новой активной роли женщин
в форме. Принцесса Елизавета стала ролевой моделью в качестве почетного
полковника гренадерской гвардии. Она носила фуражку с изображением полковой
гранаты, брильянтовую брошь как полковую эмблему, простую блузу с воротником
«Питер Пэн» и однобортный жакет. Женщину в форме теперь можно было встретить
где угодно, а не только на службе. О леди Эдвине Маунтбеттен (жене Луиса*),
начальнице бригады скорой помощи Св. Иоанна, говорили, что она часто обедает
в своей шикарной форме. Примечательно, что ее форма была от «Савиль Роу»**.
Современники подчеркивали, что женщины, призванные на войну, могли
оставаться «милыми и женственными, а также ухоженными и хорошо одетыми, с
такой же хорошей фигурой, маникюром и прической, как и у любой другой
женщины, — в форме или без нее». Военная пропаганда стала активно
пользоваться средствами модной фотографии. Образ женщины в форме создавали
такие фотографы, как Ли Миллер*** и Тони Фрисселл****. Фотография последней,
сделанная ею для Vogue («Бойцы WAC***** - милашки»), в 1943 году была
выбрана американским правительством для обложки официальной брошюры для
новобранцев.
------------------------------
* Луис Маунтбеттен (Louis Francis Albert Victor Nicholas Mount-batten),
1900—1979 — адмирал флота, первый граф Бирманский, видный британский
политический деятель.
** «СавильРоу» (Saville Row) — английская фирма, производитель дорогой
одежды и аксессуаров.
*** Ли Миллер (Elizabeth «Lee» Miller), 1907-1977 - американская
женщина-фотограф.
**** Тони Фрисселл (Tony Frissell, наст, имя Antoinette Frissell Bacon),
1907—1988 — американская женщина-фотограф.
***** WAC (Women's Army Corps) - женская вспомогательная служба сухопутных
войск США.
Women Marine
trainees undergo weekly inspection 1997
Parris Island, South Carolina, USA
Тем не менее количество женщин на военной службе резко сократилось после
Второй мировой войны, и потребовалось некоторое время, чтобы исправить
существующее положение, — в особенности после того, как, начиная с 1960-х
годов, стали пересматриваться взгляды на роль женщин в обществе. Когда
вооруженные силы целого ряда стран сделали высшее образование составной
частью образования военного, военная карьера стала еще более
привлекательной. Позднее женщины стали занимать в армии и боевые должности.
Все это привело к необходимости адаптации формы, и практические соображения
стали превалировать над «женскими» деталями и военной традицией. Получили
распространение «бесполые» футболки и свободно сидящие брюки, часто сшитые
из камуфляжной ткани (так одевались во время иракской войны и позже).
(Имеется в виду первая иракская война, «Война в заливе», 2 августа 1990 - 28
февраля 1991 г.)
Старые представления о правилах женского поведения претерпели серьезные
изменения под влиянием участия женщин в военных столкновениях. В то время
как западные страны занимались внедрением женщин в военную сферу, исламские
государства выдавали своим женщинам тяжелое вооружение и одевали их в
скромную, плохо сидящую форму (длинные однобортные мундиры с погонами и
слишком длинными рукавами с манжетами, а также длинные, до земли,
колоколообразные юбки). Все это носилось вместе с косынками, которые
повязывались под береты. Но хотя роль женщины в армии меняется, проблемы,
связанные с военным протоколом и глубоко коренящимся «духом мачо»,
по-прежнему сохраняются.
с. 86-91