ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ФОРМЫ И ВЛАСТЬ

Сама военная форма становилась все более сложной, появлялись специальные виды формы, предназначенные для различных условий, значения отдельных элементов формы становились более специфичными.

Одна из самых интригующих страниц в истории развития военной формы - взаимодействие европейской армейской одежды с этническим снаряжением туземных воинов. Европейские армии рано столкнулись с чужой «туземной» культурой, сражаясь с жителями будущих колоний или, напротив, используя их в качестве союзников в неизвестной местности. При этом местные жители постепенно переодевались в стилизованные военные одеяния, перенимая ключевые элементы военного платья европейцев и сохраняя отличительные черты своей национальной одежды. В равной степени военная форма имперских армий перенимала элементы туземной одежды — головные уборы, меха, перья и т. п. Двойственность отношения европейцев к «пограничным людям», которые воспринимаются и как «благородные дикари», и как «беспощадные дикари», обусловила характер влияния «туземной» одежды на «цивилизующие» силы: европейцы также стали одеваться с «пограничным» блеском.

 

 

Men Dressed as American Civil War Soldiers

Men Dressed as American Civil War Soldiers



В XIX веке характер влияния «чужих» культур на военную форму культур «цивилизующих» изменился. Европейским стилям военного обмундирования был брошен вызов, и это проявилось в ряде конфликтов, имевших место в новых колониях. Британия, например, на протяжении почти целого столетия сталкивалась с такими конфликтами в Канаде, Афганистане, Новой Зеландии, Бирме, Индии и Южной Африке. Суровые климатические условия накладывали определенный отпечаток на способ ведения военных действий.

Стильная и цветастая форма не спасала от страшного холода или удушающей жары, превращала солдат в удобные мишени. Постепенно она претерпевала изменения, но гораздо медленней, чем этого можно было ожидать. Многие солдаты во время военных действий предпочитали казарменную или «повседневную» одежду боевой: последняя была менее удобной. Ярких цветов остерегались. Головные уборы модифицировались — некоторые солдаты специально теряли шлемы и вместо них покрывали фуражки тряпками цвета хаки или повязывали головы мокрыми полотенцами, свернутыми наподобие тюрбана.

 

German Colonial Uniforms

German Colonial Uniforms



Изначально фуражки надевались кавалеристами во время сбора фуража для лошадей, а впоследствии использовались в качестве повседневных головных уборов. Первые фуражки были круглыми и жесткими, без заострений, а затем, после 1898 года, превратились в «головные уборы с широким верхом и заострением, скроенные на морской манер». Они до сих пор остаются важнейшей частью военной формы (Carman 1977:59).

Свободные гимнастерки, надеваемые поверх брюк или рейтузов, оказались более подходящими для жаркого климата, — в особенности если их окрашивали в хаки или песочный цвет на местных базарах. До появления устойчивой краски цвета хаки в качестве красителей применялись самые разные вещества: глина, чайный лист, кофе и чернила. Они давали широкий спектр цветов — коричневый, серый, лавандовый и серовато-белый.

Эти остроумные временные решения приводили к тому, что форма имперских армий становилась не столь унифицированной и не столь красивой, как это часто изображалось. Но и эти новации не вызвали быстрых изменений в военной форме. Хотя цвет хаки широко применялся во время восстания в Индии 1857—1859 годов, официально ее будут внедрять гораздо позже. В преддверии Первой мировой войны военную форму Британии стали шить из саржи цвета хаки, а в качестве головных уборов использовать широкополые шляпы или островерхие кепки цвета хаки. Шляпы делались из фетра, и их носили южноафриканские, австралийские и новозеландские войска. Они «были более легкими и практичными» (Barthorp 1978:155—6). В результате к началу войны «британский солдат был одет наиболее разумно и был лучшим приспособленным бойцом во всей Европе».

Не все армии последовали этому примеру. Французы сохранили свою легко различимую цветастую форму даже после поражения во Франко-прусской войне 1870-1871 годов. И даже во время Первой мировой войны они предпочитали стиль практичности. Французские солдаты, в отличие от союзников и немцев, не носили камуфляж, хаки и серую одежду, защитные головные уборы, непромокаемые сапоги, пока горькая реальность не вынудила их к этому: «Украшения, являвшиеся гордостью французской армии, в конце концов исчезли в грязи окопов». С течением времени все крупные армии, принимавшие участие в войне, пришли к форме, более ориентированной на практичность, дешевую цену и удобство.

Итак, ясность линий и красота силуэта военной формы выражают символы силы, авторитета и власти. Тоталитарные режимы во всем мире быстро осознали дисциплинирующее воздействие формы для преобразования банд головорезов в послушные команды. Но иногда ношение формы ведет к неумеренному и безнравственному поведению — несанкционированному использованию силы, применению пыток при допросах, насилию и массовым убийствам. Легитимизируя такое поведение, форма в то же время несет в себе символы эротизма и фетишизма. И именно эти скрытые ее свойства объясняют ее извращенную привлекательность, присвоение ее массовой культурой и в особенности модой. К этим вопросам мы еще вернемся.

Когда Гитлер пришел к власти в 1933 году, вид военной формы стал ключевым символом тоталитарного режима в Германии. Неимоверные усилия и денежные средства были затрачены на создание характерного образа, обеспечивавшего «нужные» связи между людьми. Форма не ограничивалась военной сферой. В 1923 году Гитлер основал Hitler Jugend («Гитлер-югенд», гитлеровская молодежь) - движение, назначением которого было воспитание немецких юношей и девушек «в духе национал-социализма», включая нацистскую пропаганду расового и национального превосходства. Целью этого являлось воспитание поколения «победоносных, активных, бесстрашных молодых людей, невосприимчивых к боли». Первоначально добровольная, «Гитлер-югенд» стала обязательной для немецкой молодежи в 1933 году. Количество ее членов возросло от 1 миллиона в 1923 году до 8 миллионов в 1939-м. Мальчикам были предписаны суровые физические упражнения, муштра и начальная военная подготовка (строевая подготовка, походы, скаутство, игры, гражданская служба). Форма стала ключевым компонентом этого обучения. Беря за образец английское скаутское движение, немецкая нацистская форма состояла из черной остроконечной кепки, которую носили с коричневой рубашкой и повязкой на рукаве, черными шортами и белыми гольфами. Эти элементы могли варьироваться со временем или в зависимости от смены сезонов.

Нацистская форма выглядела привлекательной. Изящный силуэт, плотно облегающий мундир с высоким воротником, остроконечная фуражка, бриджи и высокие черные сапоги символизировали силу и власть режима. Как замечает Гарбер, целая совокупность факторов определяла эротизм формы:

Какова бы ни была семиотическая связь между военной формой и эротическими фантазиями, связанными с одеждой, история трансвестизма в армии указывает на сложное взаимодействие сил, включающих связи между мужчинами, признанную или непризнанную гомосексуальную природу, карнавальный характер отношений, эротические однополые сообщества и кажущуюся безопасность, обеспечиваемую театрализо-ванностью происходящего (Garber 1992:55—6).

 

Дита Фон Тиз в нацистской форме

Дита Фон Тиз в нацистской форме



Несмотря на все усилия режима, нацистская форма стала фетишем и центральным символом в спектаклях кабаре, фильмах, порнографии, моде и половых извращениях. Вот еще один характерный пример. Элитная охрана Гитлера, так называемые Leibstandarte, переодетые танцовщицами, изображали пирамиду из ангелов в фильме Grosse Liebe («Большая любовь») (Hooper 2001:20). Форма, задуманная для того, чтобы слепить новую нацию и «чистую расу», стала в народной культуре символом нечистоты, извращения и жестокости.

 

 

С.35-39

следующая страница

 

Hosted by uCoz