Военная форма в гражданской жизни: Скауты



Армия спасения

Если главной заботой современных армий стало создание камуфляжа, то многие политические режимы были заняты выработкой традиционной формы, в наибольшей степени отражающей символы власти. В Европе традиционная форма часто несет церемониальные функции, символизируя историю, славу и традицию страны. Примерами такой формы служат одежда королевских войск и гвардии (в частности королевских шотландских гвардейцев в медвежьих шапках, черных брюках и красных мундирах с золотыми галунами) и солдат королевского Конногвардейского полка в медных шлемах с плюмажем, бриджах, высоких сапогах и голубых мундирах, украшенных лентами. Хотя эта форма непрактична (достаточно представить себе, что случится с одетым в нее человеком, если на него нападут и сбросят с лошади), она сохраняется как исторический символ, используемый в королевском протоколе и привлекающий туристов. (Когда солдата Королевского конногвардейского полка сбросила лошадь перед Букингемским дворцом во время парада в честь иностранного гостя, он не смог подняться с земли, пока ему не помогли гвардеец и два полицейских). Точно так же символом власти и традиции в Ватикане являются швейцарские гвардейцы алебардщики в серебряных касках с красным плюмажем, сине-желтых полосатых мундирах с белыми гофрированными воротниками, серебряных латах, панталонах, чулках и в белых перчатках, вооруженные копьями. Подобные примеры подтверждают неизменную привлекательность формы как символа статуса, власти и традиции, какой бы неудобной и непрактичной она ни была.

 

 

Salvation Army Cadets Performing a Ceremony. 1955

Работники Армии спасения. 1955 г.



Эти символы распространились на многие стороны гражданской жизни. Так, работники Армии спасения, занимающиеся благотворительностью, одеваются в форму традиционного военного образца. Первоначально известная как «Христианская миссия», эта организация получила современное название в 1878 году и тогда же избрала квазивоенный внешний вид. Ее членам присваиваются военные звания (майор, капитан и т. д.). Изначально мужчины носили синий мундир с жестким воротником поверх алого вязаного свитера и военную фуражку с красной полосой и золотой символикой Армии спасения. Женщины одевались в длинные юбки морского покроя, облегающие блузки с высоким горлом и белым кружевным воротником, черную соломенную шляпу с красной полосой и громадным бантом. Во многих странах у Армии спасения есть специальные швейные отделы, которые отвечают за стандартизацию одежды.

 

 

Salvation Army workers proselytizing in De Wallen, the Red Light District of Amsterdam

Salvation Army workers proselytizing in De Wallen, the Red Light District of Amsterdam



Под лозунгом «Вперед, Христианские воины, на войну» адепты Армии спасения видели себя гражданскими бойцами за моральный и духовный подъем, спасителями потерянных и неспокойных душ, «преодолевающими и изгоняющими греховность». Хотя в настоящее время основной целью организации стала благотворительная деятельность во всем мире, она сохранила многие черты своей старой формы. Сейчас эта форма довольно разнообразна (например, белые, серые, бежевые или цвета сафари мундиры и сари или шорты), некоторые члены организации предпочитают измененные варианты первоначальной формы или вовсе формы не носят. Однако именно заимствование формы военного образца придало гражданским благотворительным организациям определенный авторитет. На официальном сайте Армии спасения поясняется, что ношение формы имеет несколько преимуществ: она показывает, что ее носитель является проповедующим христианином, позволяет быть узнанным и принятым, защищает в опасных ситуациях и помогает установить дружеские отношения между членами Армии спасения (Salvation Army 2004).
---------------------
* Вперед, Христианские воины (Onward, Christian soldiers marching off to war) - известный христианский гимн милитаристической окраски. Создан во второй половине XIX века.


Скауты

Скаутское движение было создано лордом Баден-Пауэллом (Robert Baden-Powell, 1857-1941), служившим в 13-м английском гусарском полку. За свои многочисленные боевые заслуги и за свою любовь к нестандартным методам ведения военных действий (проявившуюся, например, во время осады Мафекинга*), Баден-Пауэлл пользовался значительной популярностью. Он написал брошюру «В помощь скаутам», в которой детально описал свои методы, и был удивлен, обнаружив, что она стала популярна среди мальчиков, которые образовали небольшие группы и использовали описанные им методы.
------------------------------
* Город Мафекинг (Mafeking) был осажден бурами в 1899 г., в самом начале Англо-бурской войны, и эту осаду англичанам долгое время не удавалось снять.

 

 

Portrait of boy scouts at Abinger Hammer on a Sunday hike. 1932

Portrait of boy scouts at Abinger Hammer on a Sunday hike. 1932



Заимствуя практику аналогичных объединений (таких как «Бригады мальчиков», «Лесные индейцы», «Сыны Даниила»), Баден-Пауэлл официально учредил организацию бойскаутов в 1907 году, а на следующий год опубликовал руководство — «Скаутство для мальчиков». Увлечение походами, отдыхом на открытом воздухе, следопытством распространилось с быстротой лесного пожара, и в течение года отряды скаутов появились в Ирландии, Австралии, Канаде, Новой Зеландии и Южной Африке. В 1909 году 11 тысяч британских скаутов собрались на свой съезд в Хрустальном дворце*, в результате чего Баден-Пауэллу было пожаловано рыцарство. Позднее скаутство стало популярным и в неанглосаксонских странах, став чем-то вроде проводника колониальной идеологии.

Возникновение этой специфической идеи мужественности основывалось на требовании дисциплины и физической тренировки. Центральное место в скаутском движении занимали квазивоенная подготовка и ношение формы, поскольку Баден-Пауэлл считал, что с ростом урбанизации британская молодежь вырождается в «физически и морально ослабленные» личности. Этим он объяснял трудности, с которыми столкнулись британские войска в новых условиях ведения боевых действий. Баден-Пауэлл был озабочен так называемой «проблемой мальчиков» и необходимостью «воспитания характера» для обретения мужественности. Он видел в скаутах современных «юных рыцарей» и хотел воспитывать в них «мужской характер», насаждая самодисциплину и проповедуя самосовершенствование.
-------------------------
* Хрустальный дворец (Crystal Palace) - революционный для середины 19 в. павильон из стекла, металла и бетона, построенный английским архитектором Джозефом Пакстоном для Всемирной выставки 1851 г. в Гайд-парке Лондона. В 1852-1854 гг. Хрустальный дворец был перенесен в Сиденхем-Хилл и перестроен, но в 1936 г. сгорел.

 

 

A group of Danish Girl Scouts on a camping trip. August, 1922

A group of Danish Girl Scouts on a camping trip. August, 1922



Скаут должен был легкой и самоуверенной походкой целенаправленно двигаться к взрослой жизни Особый упор основатель скаутского движения делал на упражнениях на свежем воздухе, приобретении практических знаний и опыта, личном здоровье и выносливости, индивидуальных занятиях, спортивных играх, наконец, любви к отечеству.

Первые скаутские формы (военного образца рубашки и шорты цвета хаки) напоминали унылую форму английской армии, но вскоре они украсились цветными галстуками и деревянными пуговицами, ставшими фирменными знаками скаутского движения. Строгое следование правилам ношения формы и контроль за выполнением этих правил стали одной из характерных черт скаутства, и в этом вновь проявилось военное влияние. По мере распространения скаутского движения форма стала более разнообразной и приспособленной к местным условиям. Однако некоторые ее элементы всегда повторялись: галстук и деревянные пуговицы, головные уборы (кепка, берет, шляпа с опущенными полями), погоны, карманы на пуговицах, знаки отличия, цвет хаки или близкие цвета, кожаные ремни и т. д.* С другой стороны, скауты носили длинные мальчишеские носки (подобные носили и служащие колониальной администрации)** и башмаки с высокой шнуровкой (наподобие школьных), что, вместе с мальчишескими шортами, подчеркивало их переходной статус от мальчика к мужчине.
-------------------------
* Существовали своеобразные отклонения. Так, в 1980 году Оскару де ла Рента было поручено разработать новый дизайн американской скаутской формы. То, что он создал, было странным образом похоже на французскую форму 1960-х годов. На всемирном празднике скаутов в Аделаиде (Австралия) они были одеты в специально для этого сшитые синие рубашки поло с абстрактным рисунком и в синие шорты. В одежде присутствовали фирменные галстуки и деревянные пуговицы.
** Оказывается, австралийским аборигенам вид представителей белой администрации в шортах и длинных носках казался очень смешным, и они дали им прозвище «длинный носок».

Руководства по скаутству уделяют большое внимание правильному ношению формы. Оно обеспечивается регулярными проверками и наказаниями за неподобающий вид и неаккуратность. Крайне важно правильно гладить складки на одежде и с энтузиазмом чистить обувь, бронзовые пуговицы и кокарды. Многолетний успех скаутского движения и то, что оно распространилось на более старших мальчиков (роверов - от англ. rover — скиталец, разбойник) и на девочек, подтверждает центральную роль формы и правил ее ношения в тендерном воспитании юношества в современных европейских странах. Военные мотивы в скаутстве оказали влияние на молодежную культуру и моду в целом. В особенности это проявилось в оказании предпочтения коротким брюкам, которые доминировали в мальчишеской европейской одежде в течение пяти десятилетий.

Хотя скаутские отряды и подобные им организации, деятельность которых связана с самосовершенствованием, похоже, выходят из моды, можно найти немало других примеров военного влияния на гражданскую жизнь. Так, мы видим, что форма военного образца используется службами безопасности, тюремными служащими, лесниками, работниками зоопарков, инспекторами автостоянок, работниками таможни и иммиграционных служб. Это относится даже к добровольным борцам за окружающую среду. Например, «Зеленые войска» (Green Corps) — объединение молодых австралийцев, участвующих в поддерживаемой государством программе по сохранению окружающей среды, — носят военного покроя рубашки цвета хаки, такого же цвета брюки и шляпы с опущенными полями и практически не отличимы от военных. Тем самым они вольно или невольно проводят параллель между военными действиями и борьбой за сохранение окружающей среды.

Вопрос о том, влияет ли гражданская одежда на военную форму или наоборот, остается открытым. Подобный «обмен» нередко мог осуществляться во время конфликтов или непосредственно после них. Многое из того, что мы считаем каноническими чертами военной формы, было неотъемлемыми элементами языка моды и каждодневной одежды. Так, если во время Гражданской войны в США военная форма северян менялась вместе с гражданской модой", то формой сторонников рабовладельческого Юга была первоначально повседневная одежда.

Впрочем, хотя, по мнению многих комментаторов, этот процесс носит «двусторонний характер», в целом можно заключить, что влияние прежде всего оказывается со стороны гражданской одежды на военную форму. Возможно, в дальнейшем роль военной формы в гражданской жизни приобретет большее значение. Но если наиболее элегантная и парадная военная форма когда-то являлась источником вдохновения для моды, то сегодня речь идет лишь об отдельных заимствованиях (от появления пиджаков военного покроя до фуражек). Аспези утверждает, что такая стилизация приглушает серьезность и ужасы войны, отрекаясь от символов «героизма, мужества, духа самопожертвования, заменяя их гедонистическими и сексуальными соблазнами». Кажется парадоксальным, что литературу о войне и военной форме читают не

воинственные маньяки, а, как правило, художники-модельеры. Трудно найти такой сувенир с поля боя, будь то высокие башмаки, карманы, засученные рукава, погоны, сумки, ремни, береты, комбинезоны, футболки или рюкзаки, которые в последние годы не были бы скопированы массовой модой, и это говорит о том, как живущие в мирное время люди склонны забывать об истинном смысле войны (Aspesi 2000:151).

 

с. 43-49

следующая страница

 

Hosted by uCoz