Форма для работы
Одежда,
служащая для обозначения определенного рода деятельности, как правило,
начинает использоваться почти сразу после распространения этих родов
деятельности. На китайских терракотовых фигурках династии Цинь изображены
вооруженные и невооруженные воины. Благодаря тщательно переданной форме
одежды, прорисовкой мельчайших деталей и знаков отличия можно различить
арбалетчиков и всадников, «служивших» около 200 года до н. э.
Форма указывает на профессиональный статус и служебные функции и вместе с
тем содержит в себе признаки власти, положения в иерархии, подчеркивая, что
ее носитель не является только частным лицом. Это особенно важно в тех
случаях, когда для получения должности необходима специальная подготовка.
Типичные примеры такой формы — одежда представителей закрытых сообществ:
судей, медицинских специалистов, священнослужителей высокого ранга.
Некоторые виды деятельности нуждаются в защитной одежде (комбинезонах,
масках для лица или защитных очках, касках, перчатках), другие — в
специальной одежде и оборудовании (ее используют, например, астронавты,
ныряльщики, спасатели). Но в большинстве форм наблюдаются комбинации
«практического и символического», как, например, в лабораторных халатах или
в одежде стюардесс.
Язык тела позволяет использовать форму для передачи сообщений другим людям.
Форма служит недвусмысленным сигналом о природе ее носителя — его профессии
(например, водопроводчик он или телохранитель), манерах поведения, системе
ценностей (медицинская сестра или распорядитель похорон), о природе услуг,
которые он может оказать (уборщик, монтер телефонной компании, механик).
Можно различить три условных типа профессиональной формы: функционально
необходимая (например, одежда пожарников или саперов); функционально
утилитарная (например, одежда поваров и служанок, механиков и медсестер);
функционально символическая, обеспечивающая простую идентификацию (например,
одежда полицейских, стюардесс, священнослужителей).
Выбор адекватной одежды является определенной проблемой, в особенности для
женщин, занимающихся традиционно «мужскими» видами деятельности:
полицейских, военнослужащих, политиков, медицинских работников, юристов. В
таких ситуациях женщины своей одеждой должны выражать «бесполую
женственность». Женщина-адвокат вспоминает разнообразие своей одежды для
посещения суда: феминизированный костюм в узкую полоску, черные юбки
различной длины, коллекции галстуков и шарфов, рубашек в мужском стиле и
шелковых косынок. В каждом конкретном случае она выбирала наряд в
зависимости от рассматриваемого преступления и ведущего дело судьи. Хотя она
обладала идеальным зрением, наиболее важным ее оружием были очки. И,
несмотря на то что ее форма была заранее регламентирована, она
приспосабливала обычную мужскую одежду адвоката к профессиональному облику,
ассоциирующемуся с консерватизмом, а дань моде отдавала с помощью очков и
галстуков.
В судебном процессе, происходившем в Австралии в 2003 году, известная
женщина-юрист, выступавшая в качестве обвинителя, смешала в своей одежде
традиционный наряд юриста (парик, белый воротник, черная мантия) с
элементами современной одежды (облегающий черный жилет с застежкой спереди,
мини-юбка с разрезом сбоку, прозрачные чулки). Подсудимая (она тоже была
известным юристом), в противоположность своему оппоненту, выбрала цветные,
свободно скроенные костюмы и шелковые шарфы ручной работы. Каждое появление
этих дам на процессе и их наряды широко освещались прессой. После вынесения
неожиданного обвинительного приговора обвиняемая вынуждена была сменить свой
принесший неудачу костюм на тюремные синюю футболку и серые брюки и
отправиться в исправительный центр. Смена ее одежды, по-видимому, в большей
степени отражала изменения в ее профессиональном и социальном положении,
нежели судебное решение. Когда ее освободили и разрешили жить в
реабилитационном центре, именно возможность самостоятельно выбирать форму
одежды послужила сигналом восстановления ее статуса: пресса писала, что
«теперь она может носить собственную одежду и готовить собственную еду».
Но некоторые вещи остаются неизменными. В ряде англосаксонских стран
женщины-судьи должны носить такие же парики из конского волоса, как их
коллеги мужского пола. А когда женщин в Британии наконец допустили до
управления самолетами — после многолетних дискуссий об отсутствии в
самолетах подходящих туалетов — их летные костюмы были скроены по образцу
мужских. Необходимость приспособить военную форму к особенностям женского
тела и к требованиям моды признается крайне медленно. Даже современная
женская летная форма — как военная, так и на гражданских авиалиниях, —
является женской версией традиционного костюма пилота (черный или синий
мундир и брюки, украшенные позолоченными пуговицами и шитьем, в сочетании с
белой рубашкой). Женщине, занимающей самое высокое положение в австралийской
армии, было разрешено сшить форму по собственным эскизам, поскольку для
офицеров такого ранга стандартной формы еще не существовало.
Между тем в эпоху, когда культура насыщена понятиями индивидуальности и
потребительского выбора, форма в большей степени, чем когда-либо, проникает
во все сферы — в особенности на рабочие места. Форма — это больше чем
одежда, больше чем метка социального положения или профессии.
Хотя дизайн рабочей формы может отличаться разнообразием, существуют
неизменные элементы, берущие начало в ключевых источниках формы — военной
форме, платье священнослужителей и одежде обслуживающего персонала. Погоны,
грубая отстрочка швов, бросающиеся в глаза пуговицы, нагрудные карманы,
кожаный ремень — элементы военной формы; плащи с капюшонами, широкие рукава,
вышивка, пасторский воротник — элементы церковной одежды; фартуки и
комбинезоны, куртки, пальто, кепки — элементы одежды прислуги.
Выбор униформы определяет принадлежность к той или иной профессиональной
группе. Например, указывать на специализацию могут различные защитные
костюмы — в некоторых странах бледно-голубые и полосатые халаты носят зубные
врачи, а темно-голубой халат и полосатый фартук — мясники; ветеринары и
хирурги часто носят зеленые или голубые халаты, а терапевты и медицинские
сестры — белые. Существуют и менее заметные детали, о которых могут не знать
непосвященные: учащиеся элитных школ для поваров носят традиционную одежду,
но дополняют ее белой мягкой шапочкой (вместо колпака, который они еще не
заслужили); куртки учащихся застегиваются пластмассовыми пуговицами, а у
дипломированных поваров пуговицы сделаны из вязаной ткани.
Поразительно, что мы склонны принимать профессиональную форму как должное.
Поэтому описание формы требует минимальных объяснений: мы привыкаем к ее
наиболее типичным элементам и узнаем по ним представителей той или иной
профессии.
с. 99-103