СОВРЕМЕННАЯ МУЖЕСТВЕННОСТЬ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ

Кодифицированные представления о школьной форме, по-видимому, появились в Европе вместе с возникновением гражданского общества. Конечно, идея школьного образования не была новой — обучение детей различным наукам и искусствам практиковалось еще в древних цивилизациях. Например, «школьники» в Древнем Китае носили специально сшитую форму. Но в целом подобных сведений немного, что, конечно, не исключает того, что дети одевались на особый манер. В Средние века мальчики могли получать образование при монастырях — это была подготовка к последующему вступлению в религиозные ордена. Обучение было сосредоточено на религиозных вопросах, и специальная одежда, если ею пользовались, была почти наверняка церковной (возможно, это были стихари, в которые одевались послушники).

Наследием этой религиозной основы современного образования является академическое форменное платье, которое носили начиная с XIV века в университетах Кембриджа и Оксфорда. Университетские мантии, ношение которых лекторами и студентами было обязательным вплоть до 1960-х годов, происходят от одеяний священнослужителей и стихарей послушников. Обычно они были черного цвета, украшены цветными лентами, с высокими жесткими воротничками, отделкой (иногда горностаевой), атласной подкладкой. К этому облику следует прибавить сложные средневековые головные уборы.

 

 

Portrait of Two Eton School Boys in Admontem Dress, Eton Chapel Behind by Francis Alleyne, ca. 1774-1790

Portrait of Two Eton School Boys in Admontem Dress, Eton Chapel Behind by Francis Alleyne, ca. 1774-1790



Другим источником происхождения школьной формы следует считать форму военную. В соответствии с этими двумя образцами можно выделить два основных типа школьной формы. Первый, берущий начало в монашеских рясах, возник во Франции и затем распространился в других странах Средиземноморья — Италии, Испании, Португалии. Второй, сформировавшийся под влиянием военной формы, появляется в Англии и впоследствии распространяется в близлежащих странах — Шотландии, Ирландии и в большинстве колоний (Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке, Кении, Малави, Зимбабве и Индии). Военное влияние сказывалось и на школьной форме Германии и Австрии, а позднее — в коммунистических странах Восточной Европы и в странах тоталитарных режимов (например, Кореи, Китая, Японии, Филиппин, Кубы). Некоторые европейские страны — такие как Швейцария, Нидерланды, скандинавские страны — не стремились к введению школьной формы. К последним до недавнего времени можно было отнести и США, и большую часть Канады.

Хотя в настоящее время школьная форма ассоциируется преимущественно с элитными школами, изначально оба вида формы (военного и церковного типов) были введены из «социальных побуждений». Если говорить о форме в Англии, то в XVI веке она была сперва введена в благотворительных школах, а затем законодательно утверждена в «Законах о бедных»* (в 1597 и 1601 годы). Благотворительные школы по сути своей являлись работными домами для детей и поскольку финансировались на деньги прихожан, постоянно находились под пристальным вниманием общества. «Форменное» платье выдавалась детям, чтобы одеть их как можно дешевле и отличить их от других (как в наши дни тюремные одежды отличают заключенных). Многие из этих заведений не отличались доброжелательностью, и жестокость, голод, всевозможные лишения, наказания и спартанские условия были для них нормой. И все же они явились предвестниками возникновения регулярной системы образования для мальчиков (и для девочек, хотя обучение последних было ограничено «работами по дому»).
--------------------------
* Законы о бедных (Poor Law) существовали в Соединенном Королевстве с XVI по XX в. и являлись своеобразной системой социального страхования неимущих классов.

 

 

French singer Mireille Mathieu with the youth choir Petit Chanteurs, at Croix de Bois, 1977

French singer Mireille Mathieu with the youth choir Petit Chanteurs, at Croix de Bois, 1977



Во Франции школьная форма была введена много позднее (1870-е годы) в процессе «демократизирующих» реформ государственной системы образования, проводившихся Третьей республикой (1870 - 1940 г.). Здесь форма была другой и обычно представляла собой блузу (наподобие артистических блуз, надеваемых художниками во время работы), которая носилась поверх каждодневной одежды. Эти блузы получили распространение и в других странах (от Бельгии, Италии, Испании и Греции до Марокко, Алжира и Турции), а также в таких латиноамериканских странах, как Аргентина и Уругвай. Эти блузы вышли из употребления со времен Второй мировой войны.

Введение обязательной школьной формы находилось в полном согласии с поддержанием роли школы как дисциплинарного учреждения, воспитывающего из молодых мальчиков граждан. Первой благотворительной школой в Англии, которая ввела у себя форму, была «Больница Христа», основанная в Лондоне в 1552 году. Вскоре за ней последовали другие благотворительные организации. В целом детям в этих школах уделялось мало внимания, и «благотворительность» была нацелена на сдерживание ощущавшегося общественного упадка (выражавшегося в большом числе брошенных или ставших сиротами детей) — проблемы, будучи официально признанными, фактически «прятались». Бедственное положение этих Детей долгое время ощущалось как их собственная проблема, и ее решение оказывалось «в руках плохих людей». Вот как передавал ощущение подчинительной роли «формы» в благотворительных школах критик Исаак Уаттс в 1878 году:

Их одежды имеют самый грубый вид и чрезвычайно просты. Тем самым они значительно отличаются от детей, находящихся в лучшем положении, и разница между ними просто бросается в глаза... У приютских детей нет оснований гордиться своими одеяниями — это всего лишь покровы (Watts, цит. по Erwing 1975:23).

 

 

Turkish Schoolboys ca. 1893

Turkish Schoolboys ca. 1893

 



По-видимому, дети из «Больницы Христа» были одеты лучше. Их форма, скроенная по образу церковного платья, состояла из синей блузы до щиколоток, застегивавшейся до пояса, с гофрированным подолом и длинными широкими рукавами, а также воротом в церковном стиле, бриджей до колен и чулок. Синий цвет был выбран потому, что это был самый дешевый краситель. Форму детей из этого приюта отличали также серебряного цвета пуговицы на блузе, узкий кожаный ремень, желтые чулки и свободная рубашка без воротника. Эта форма вскоре была заимствована другими «синекурточными» школами (синекурточными - bluecoat - назывались в Англии дети из сиротских приютов или слуги, работавшие в этих приютах). Считалось, что образ мальчиков, одетых в эту неуклюжую одежду, выражает собой повиновение и учтивость.

Хотя большинство «синекурточных» школ впоследствии отказались от этой формы (или используют ее только в специальных случаях), «Больница Христа» (теперь она располагается в Сассексе) сохранила свою форму до наших дней. Многие бывшие ученики с отвращением вспоминают свою форму. Один из них описывает ее как «нелепый, неудобный и негигиеничный костюм времен Тюдоров» (династия Тюдоров правила в Англии с 1485 по 1603 г.), а другой пишет: «Я ненавидел эту старинную форму». Но если не все гордились своим «историческим» одеянием, то все были вынуждены смиряться со взглядами, полными любопытства, которые на них бросали. Как вспоминал один из бывших питомцев такого приюта, «носить синюю блузу и желтые носки было удобным и выгодным. Этот костюм был очень хорошо заметен и придавал достоинство, в нем ты хорошо выглядел в любых обстоятельствах» ( Frank Ledwith, «The Best Of All Possible Worlds», цит. no BSU, «Bluecoat Boys and Their Peculiar Uniform», Bluecoat Schools, www.archivist.f2s.com/bsu/ch/memoirs.htm ). В другом мемуарном тексте говорится следующее:

Что ж, это самая старая школьная форма в мире. Она другая, и на тебя, безусловно, обращают внимание, когда ты в нее одет... Когда ты носишь форму на людях, тебя спрашивают, не из монастыря ли ты, или, если это американские туристы, не являешься ли ты молодым викарием, или что-нибудь в том же роде. Тем не менее я не поменял бы ее на обычную форму... Я окончательно понял, что может значить форма, когда поехал в Южную Африку играть в крикет за школу. Мы встречались с некоторыми эмигрантами, окончившими нашу школу, и на встречу надевали форму. Некоторые из них не видели форму лет тридцать и — хотите верьте, хотите нет — многие плакали ( «Some Up To Date Comments From A Pupil Who Recently Left The School», Bluecoat Schools, www.archivist.f2s.com/bsu/ch/memoirs.htm ).

По мере индустриализации в Англии благотворительные школы стали моделью для разрастающейся системы образования. Платные и элитные частные школы начали вводить у себя форму с начала XIX века, причины на то были довольно вескими:

Английская частная школа в XVIII и начале XIX веков стала анархическим, опасным местом, где мальчики из аристократических и обеспеченных семей поступали, как им вздумается, играли в какие угодно игры и носили изношенную и неопрятную одежду. Условия были столь плохи, что многие родители отказывались отправлять своих детей в школу и обучали их дома, затем уже отправляя в университеты. Введение единообразной одежды явилось одной из мер, направленных на устранение хаоса и установление дисциплины и порядка (Wagner 2003b:2).

После реформирования школы стали строже следить за поведением учеников, игры были превращены в спортивную подготовку (регби, футбол, крикет и баскетбол), были обновлены и сами программы обучения. Кроме того, школы откликнулись на нужды страны «готовить администраторов для расширяющейся империи». Мода на школьную форму сначала распространилась на частные начальные школы, а после 1870-х годов — и на другие частные и государственные школы. С расширением Британской империи школьная форма вводилась в большинстве британских колоний и доминионов (одним из немногих исключений была Канада). Эти реформы позволили английским школам стать одними из самых эффективных и престижных в Европе.

Должно быть, наиболее характерный тип формы произошел из так называемого «итонского костюма» — формы, которую носили младшие школьники в колледже Итон, расположенном недалеко от Виндзора. Этот костюм появился в XIX веке и стал популярен в эдвардианскую эпоху* как «лучшая одежда» для юных мальчиков. Форма состояла из короткого пиджака с черным жилетом и полосатых брюк. Под пиджак надевалась белая рубаха с широким и жестким отложным воротничком и галстуком в полоску.
-----------------------
* Эдвардианская эпоха — период правления английского короля Эдуарда VII (1901-1910 гг.).

До Второй мировой войны все учащиеся носили цилиндры, затем форменным головным убором стала соломенная шляпа с плоским верхом. Итонский костюм поражал воображение публики; его можно встретить в многочисленных фильмах и на фотографиях.

 

 

Boys of St. Dunstan's School march through London to commemorate the school, 1939

Boys of St. Dunstan's School march through London to commemorate the school, 1939



Другие школьные формы на ранних этапах их появления вводились в военных школах, и за основу была взята военная форма. Типичными для них являлись мундир с деревянными пуговицами, оплетенными тесьмой, жесткий стоячий воротничок и черные брюки. Иногда надевались рубашка и шорты цвета хаки, шотландская юбка (килт), украшенная лентами и шнурами, а также «матросский» костюм с галстуком. Многие из этих элементов можно найти в современной школьной форме. Центральное место в программах военных школ занимали физические упражнения и соблюдение режима, что было с готовностью заимствовано гражданскими школами.

В начале XIX века школы и университеты стали вводить «фирменные» цвета и эмблемы, которые указывали на принадлежность учащихся к определенному учебному заведению. Эти цвета распространялись на головные уборы, галстуки, носки и шарфы. Производство галстуков для школ и университетов стало едва ли не основным делом производителей шелка. Затем галстуки стали выполнять роль метки, указывающей на класс, положение, образование, физические навыки — все это стало обозначаться словами «старый школьный галстук».

Итак, школьная форма, основные черты которой возникли под церковным и военным влиянием, вобрала в себя новые представления о мужественности и роли в обществе. Соломенную шляпу с плоским верхом или островерхую кепку, однобортный пиджак (часто в полоску), галстук, белую, серую или пастельную рубашку, длинные носки, джемпер с вырезом, шорты и черные ботинки со шнурками — все это в наши дни часто воспринимают как обязательные составляющие типично английской формы для мальчиков. Считается само собой разумеющимся, что школьный распорядок основан на форме и правилах ее ношения, благодаря которым мальчикам прививаются представления об их будущей роли.

Эта норма, предполагающая, что выпускники, став взрослыми, будут подчиняться определенной системе правил и жизненных устремлений, играет роль agent provocateur (фр. — провокатор) по отношению к мальчикам, которые часто отвергают нормативные коды взрослой мужественности и предпочитают альтернативные конструкции.

Посещение школы превращает носителя старого школьного галстука в пожизненного члена эксклюзивного и престижного клуба. Поэтому через многие годы старый школьный галстук будет обозначать принадлежность бывших соучеников к этому клубу и отличать их от выпускников аналогичных учебных заведений. Братство людей, носящих один и тот же галстук, отталкивает от себя тех, кто учился в другом месте, и таким образом возникает иерархия групп «своих» и «чужих». Школьную символику часто носят в течение долгого времени после окончания школы (или надевают по особым случаям). Я вспоминаю празднование юбилея открытия нового здания австралийского университета, на котором в качестве почетного гостя присутствовал британский Высокий комиссар. Хотя он прибыл в страну совсем недавно, он тут же почувствовал себя как дома, обнаружив, что проректор университета и директоры двух исследовательских центров носили галстуки их alma mater — Оксфордского университета. Вопрос «какую школу заканчивали?» часто стоит на первом месте во время собеседований при приеме на работу — в особенности на административные должности.

Стереотип школьной формы во многом повлиял и на рабочую форму. Многие мужские костюмы по-прежнему сохраняют черты школьной формы: галстук, пиджак/ блейзер, рубашка с воротничком, брюки специального покроя и туфли со шнурками.

Как было отмечено выше, учителя и люди из академической среды (наиболее близкие к школам) заимствовали или развили собственные церемониальные коды одежды, основанные на церковных одеяниях. Раньше такая одежда надевалась во время занятий, а теперь в основном используется в торжественных случаях. Специальное платье преподавателя и исследователя становится подтверждением его профессионального опыта и принадлежности к определенному сообществу. Процитирую слова одного из высокопоставленных членов академического сообщества, сказанные на церемонии окончания учебного заведения:

Надев мантию, вы почувствуете себя по-другому. Когда вы будете общаться с другими людьми в академических мантиях, у вас возникнет особое чувство, чувство традиции, чувство гордости: эта мантия символизирует вашу принадлежность сообществу ученых людей, и эта традиция имеет весьма глубокие корни (Jane Figgis, ABC 1996).

Как следует из приведенных выше рассуждений, школьная форма сыграла важную роль в формировании мужского образа и развития некоторых элементов языка тела. Но выполняет ли школьная форма аналогичные функции в отношении женского образа?

 

с. 55-63

следующая страница

 

Hosted by uCoz